Для работы с педагогами

 ПОДБОРКА ТРЕНИНГОВ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

                          «Мы одна команда!"

Уважаемые коллеги!  

Сегодня мы проводим тренинг на сплочение нашего педагогического коллектива. Связано это с приходом в наш коллектив новых сотрудников.  

Тренинг направлен на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

 

Цель тренинга - сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. 

 

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

 

Психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.

 

Психологический климат считается  благоприятным, если в коллективе:   

- преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

- существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам;

- высоко ценят такие черты личности как честность, трудолюбие и бескорыстие;

- члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

- успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.  

 Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.

Все мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своем коллективе. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Начать наш тренинг я хочу с притчи:

Древняя притча «Веник».

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

 

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.

 

Ход тренинга:

 

Упражнение «Приветствие».

Мы будем передавать по кругу мягкое сердце со словами: "Я рада Вас видеть! ", а вместе с этими словами отдавать частичку своего тепла, доброты и любви.

 

Упражнение «Друг к дружке».

Я предлагаю вам поиграть в игру, во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу«Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

1- Правая рука к правой руке!

2- Нос к носу!

3- Спина к спине!

4- Друг к дружке.

5- Носок к носку!

6- Живот к животу!

7- Лоб ко лбу!

8- Друг к дружке.

9- Бок к боку!

10- Колено к колену!

      11-Мизинец к мизинцу!

 12-Друг к дружке.

      13- Бедро к бедру!

      14 - Ухо к уху!

      15- Пятка к пятке!

      16 - Друг к дружке.

      17- Затылок к затылку!

      18 - Локоть к локтю!

      19- Кулак к кулаку!

      20 - Друг к дружке.

Пожмите друг другу руки. 

 

Упражнение «Постройтесь по алфавиту!»

(музыкальное сопровождение)

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участникам выдаются буквы алфавита в разном порядке. Задача состоит том, чтобы в короткий срок построиться в ряд по алфавиту. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Обсуждение:

• Удалось ли группе это сделать?

• Что помогало? Поддерживало?

• Какие эмоции испытывали во время упражнения?

 

Упражнение «Карета»

(музыкальное сопровождение)

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (наводящие вопросы из чего состоит карета). Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

 

Упражнение «Островки»

(музыкальное сопровождение)

Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость должны разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).

 

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов«Мы с тобой похожи тем, что…»Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают«Мы с тобой отличаемся тем, что.» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

• Какие эмоции испытывали во время упражнения?

• Что нового узнали о других?

• Что интересное узнали?

Упражнение «Сердце коллектива»

(музыкальное сопровождение)

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце.  Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. (Из ватмана вырезано большое сердце). Оно пока не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного.  Возьмите маленькое сердечко и напишите на нем позитивные пожелания своим коллегам . Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.  Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон с вашим. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т. д.).

И это сердце нашего коллектива и оно будет биться всегда!

Рефлексия:

Какие чувства испытывали при участии в тренинге?
Что нового узнали о себе, о коллективе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?

Заключение

Наш тренинг подошел к завершению.

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого.

Мы одна команда!

Спасибо всем за участие!


Тренинг  для   педагогов «Сплочение»

Цель: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Ход тренинга

Психолог: «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплоченности коллектива.Психологический климат – это, как вы знаете межличностные отношения,типичные для трудового коллектива,которые определяют его основное настроение.                                                                                                             В одном  климате растение может расцвести, в другом – зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива ДОУ: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других – коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. (К чему мы и стремимся).                             Создание эмоционального благополучия и сплоченности в педагогическом коллективе – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.                                                                                       Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания.

Итак, цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

1. Упражнение «Знакомство»

 Предлагаю встать в круг и задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А, теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, "Лед и пламень", "То, как зверь она завоет, то заплачет как дитя", "Тиха, печальна, молчалива "и т.д. Пожалуйста. Придумали? Хорошо, Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, стоящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали. Просим вас. Спасибо! Мы сделали один шаг навстречу друг другу.

Обсуждение:                                                                                                                            - Какие впечатления остались после этой игры?                                        

2.Упражнение«Коридор приветствий»

Цель: Предоставление участникам возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Ход упражнения: Педагоги встают в две шеренги лицом друг к другу, образуя между шеренгами коридор шириной один – полтора метра. Участник, который находится с краю любой из шеренг, произносит свое имя и начинает медленно проходить по коридору. Педагоги приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: кричат его имя, машут ему руками, кланяются, аплодируют,  кричат «Ура». Как только первый участник дойдет до середины, второй участник, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается, пока все участники не пройдут через «Коридор приветствий». После прохождения по коридору каждый участник встает с противоположного края шеренги.

Осуждение:                                                                                                                            - Какие эмоции испытывали во время упражнения?                                        

3. Упражнение«Мы с тобой похожи тем,что…»

Цель упражнения:узнать друг друга, чем похожи, для нахождения приятельниц по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга-внутренний и внешний,лицом друг к другу.Количество участников в обоих кругах одинаковое.Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу,которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» Например:что живем на планете Земля. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем,что…» Например,что у нас разный цвет глаз,разная длина волос.Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке)меняя партнера.Процедура повторяется до тех пор,пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Осуждение:                                                                                                                            - Какие эмоции испытывали во время упражнения?                                             - Узнали ли вы что-то новое о себе и других?

4.Упражнение«Поддержка»Участники внутреннего круга стоят спиной по отношению к участникам внешнего круга и падают в их сторону. Соответственно, участники внешнего круга ловят их.                                                     Обсуждение:                                                                                                                        - Какие эмоции испытывали во время упражнения?- Что чувствовали при падении? - Что помогло выполнить это упражнение?

5. Упражнение «Комплимент»

Цель: упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Ход упражнения: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания.  Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Обсуждение:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

 

6. Упражнение «Метафорический образ настроения»

Всем участникам предлагается выйти из круга и прогуляться вокруг столов, где разложены картинки с различными образами. «Посмотрите на эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать ваше настроение». Звучит спокойная музыка. Участники выбирают понравившуюся картинку и возвращаются в круг. Предлагается участникам показать выбранную картинку и рассказать свои ассоциации с ней и своим настроением. С точки зрения нейрофизиологии, выполняя это упражнение, мы задействовали правое полушарие головного мозга,отвечающее за абстрактные метафорические понятия.И это дало возможность переключиться, посмотреть на себя и свое настроение со стороны.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?

7. Психологическая игра «Хранительницы Сада» Цветочные истории для женского сердца.

Цель: Обретение вдохновения и гармонии в жизни женщины.

«Хранительница Сада или Цветочные истории для женского сердца» - это не просто игра, это таинственный диалог женщины с цветами. Колоду карт с карточками нужно перетасовать и задать себе вопрос : «Какой цветок, какая мысль поможет мне разгадать жизненную задачу  или решить проблему? Затем достаньте одну карточку и прочитайте послание. Поразмышляйте о нем и самом цветке.

Можете спросить себя:                                                                                                             - А растет ли в моем внутреннем саду это растение?                                                  - Как оно себя чувствует в моем саду?                                                                                       - Хватит ли ему влаги, солнца, требуется ли ему удобрения? Не забивает ли его сорная трава?                                                                                                                           - Нужно ли мне что-то изменить в себе,чтобы этому растению стало лучше?

Затем вы можете прочитать более подробное письмо этого растения в разделе «Письма цветов».

Рефлексия

Упражнение «Поезд»Цель: сплочение, повышение взаимного доверия участников, умение действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.                                                                                                                       Ход упражнения: Участники изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме одного первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые встретятся на пути. Задача «поезда» - проследовать от одной стены зала до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Игра повторяется несколько раз,чтобы дать возможность каждому побыть «локомотивом».Обсуждение:                                                                                                                     - Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», или «вагонами».                                                                                                                       - Какие эмоции у кого возникли при движении в составе «поезда»?              – Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счет до десяти»Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.Ход упражнения: «Сейчас, по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и папытаетесь посчитать от одного до десяти. Считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один, другой игрок скажет «два», третий скажет «три» и так далеее. Однако в игре есть одно правило, слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов».Обсуждение:                                                                                                                           - Что с вами происходило?                                                                                            – Если не получилось,то почему?                                                                                    – Какую стратегию вы выбрали?

                               Упражнение «Цветок»                                                    Цель: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Ход упражнения:                                                                                             Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет. Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону. Он подходит к сидящему, сгруппировавшись  бутону со стороны спины,нежно обхватывает его своими руками,и начинает укачивать,напевать песню,говорить ласковые слова и т.д.Бутон набирает силу и «распускается».Затем партнеры меняются местами.Обсуждение:                                                                                                                     - Расскажите о своих ощущениях после упражнения?                                          - С какими трудностями столкнулись?


Командообразование


Тренинг по командообразованию насыщен различными упражнениями, направленными на сплочение коллектива. Здесь приведены примеры командообразующих упражнений.

Медитация — 3 мин. Все сидят в круге, взявшись за руки. Под звуки медитативной музыки произносят звуки вслед за тренером. (аум, оум, ия, уи, аум, ия) Рефлексия: расскажите, что вы чувствовали во время упражнения. Принятие решений — 10 мин.

Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием.

Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение? Самообновление - 10 мин.

Каждый участник пишет на подготовленных листах бумаги ответы на два вопроса:

что мы должны сохранить в команде?
что мы должны изменить в команде?
Ответы вывешиваются на доске для общего ознакомления, затем группа обсуждает каждый вопрос отдельно, что она должна сохранить в своей работе, каким образом она может совершенствовать свои позитивные качества и что необходимо для этого сделать. Разрабатывается соответствующий план действий, участники обмениваются своими мнениями о процессе обновления в команде.

Вариант проведения упражнения: исключить предварительную работу, начать обсуждение с «мозгового штурма» – ответы на вопросы. Если ответов получилось много, разбиться на подгруппы для проработки решений.

Упражнение Синергия

Упражнение для тренинга по командообразованию. Оно помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

Необходимые материалы: бумага, карандаши.

Время. 15 минут на выполнение упражнения, от 5 до 15 минут на обсуждение в зависимости от глубины представляемого теоретического материала.

Размер группы. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв. (Например, покупатель, мерчендайзинг.)

Тренер раздает каждому по листку бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово написанное на доске. После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.

После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист бумаги и просит создать список, общий для всей группы.

Обсуждение. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них всегда положительные.

Упражнение, Да здравствует команда!

Время: 20 минут.

Для этого упражнения необходимо изготовить листы формата А3 с сеткой из пронумерованных квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника.

Задача каждого участника – написать в каждом квадрате по одной своей характеристике, тренер может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем участникам. Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры. Участники подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое есть у него тоже. Можно расписаться только один раз в одной сетке. Задача участников – получить как можно больше подписей в клетках за определённое время. Группа снова собирается. Тренер объясняет, что целью задания является собрать слово «команда». Первый, кто соберёт слово и скажет «Да здравствует команда!» – победитель. Тренер произносит первую букву «К» и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить. Буква заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто-нибудь расписался. Тренер продолжает: «Поставьте букву «О» в ячейку номер…, бкуву «м» – в ячейку номер…» и так далее, до последней буквы слова «команда». Тот, кто видит на своей сетке полностью собранное слово и первым выкрикивает: «Да здравствует команда!», провозглашается победителем. Игра может продолжаться до выявления 3 победивших.

Рефлексия: что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении упражнения?

Упражнение Мой вклад в команду

Упражнение помогает каждому участнику осознать свою роль в данной команде, тот вклад, который он вносит в командную работу, помогает осознать различные варианты того, как вносится вклад в общий результат, и развить в участниках уважение к другим и признание важности выполнения их функций.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Выводы:

Можно подчеркнуть, насколько разные мнения о собственном вкладе прозвучали, подчеркнуть то, что в хорошей команде максимально используются индивидуальные особенности и сильные стороны каждого.
Можно подчеркнуть, что вносить свой вклад в команду можно по-разному — выполняя определенные профессиональные или организаторские функции либо влияя психологически на атмосферу в команде (вселяя энтузиазм и уверенность в своих силах либо сглаживая конфликты и т.д.). После этого можно перейти к более подробному рассмотрению ролей в команде.

Упражнение Уменьшающаяся газета

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Упражнение Остров

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы. По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек. Время. 15-20 минут. Размер группы. 12-20 человек.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3. Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров. нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь — ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.

Упражнение Воздушные замки

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.

Время: 25 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.

Упражнение Путаница

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.

Время: 10-15 минут.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

Что было легко, а что тяжело?
Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?
Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

Упражнение Мост

Цели и возможности применения. В этом упражнении участники действуют сообща, и можно обсудить, что помогало, а что мешало им в совместной деятельности.

Необходимые материалы: скамейка или бревно, которые будут имитировать мост.

Время: 10-30 минут.

Размер группы: 10-30 человек.

Описание. Участники тренинга встают на «мост» вплотную друг к другу. Тренер объясняет правила игры: участникам необходимо перейти через мост, то есть каждый из них должен сойти с «моста» на противоположной стороне. При этом сходить раньше, чем на противоположной стороне, то есть, если кто-то сделает шаг влево или вправо, то все участники возвращаются на свои места и игра начинается снова.

Обсуждение. То, насколько быстро выполнено задание, говорит о групповой сплоченности и том, насколько скоординировано работает группа. Можно обсудить, что помогало, а что мешало групповой работе, кто брал на себя роль лидера, почему происходили ошибки и люди оступались.

Упражнение Издание анекдотов

Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.

Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).

Время: 10 — 12 минут.

Размер группы: 4 — 20 человек.

Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт. Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда — это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема — родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды — привести текст в порядок».

Вопросы для обсуждения.

Как команда справилась с заданием?
Что было сложно?
Почему победители победили?
Варианты.

Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.

Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 12-20 человек.

Описание.

Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:

Квадрат — что помогает поддерживать порядок и структуру.
Треугольник — что помогает достигать результатов.
Круг — что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
Спираль — что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

Упражнение Башни

В упражнении тренируются навыки взаимодействия в команде.

Необходимые материалы: Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной карточки). Инструкции, которые следует написать на карточках:

Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
Башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту.
Башня должна быть не больше 15 уровней.
В строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики».
Башня должна быть построена только из белых и желтых «кирпичиков».
Каждый уровень должен быть единым по цвету.
Шестой уровень башни должен быть желтым.
Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Время: 30 минут.

Размер группы: 12-30 человек.

Описание. Участники делятся на группы по 5-8 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.

Тренер объясняет участникам, что каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает дополнительные инструкции на карточках, которые нельзя показывать другим.

Обсуждение.

Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?
Насколько быстро участники команды поняли, что для эффективного взаимодействия необходимо понять цели каждого?
Как в реальной деятельности команды возможно интегрировать интересы каждого?

Упражнение Вместы мы сила

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников. Упражнение используется в основном на тренингах по командообразованию.

Материалы:бумага, карандаши.

Время: 15-20 минут.

Описание: Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.








Комментариев нет:

Отправить комментарий

  ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ  или   ПРАВИЛА ТРУСИКОВ